РОБОИ

||
 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Региональная общественная благотворительная организация инвалидов  «Содействие защите прав инвалидов с последствиями детского церебрального паралича» сообщает, что начала процедуру добровольной ликвидации организации в связи с отсутствием средств на аренду помещения для продолжения деятельности.
Информация опубликована в «Вестнике государственной регистрации» № 48 (506) от 09.12.2015
Инвалиды с последствиями ДЦП и родители детей-инвалидов могут обращаться за консультацией по электронной почте: cerebral@mail.ru


Ирина Мовчан

Мини-пансионаты и большие интернаты

(сравнения и размышления)

Я и мои друзья с ДЦП из 20-го ПНИ внимательно прочитали и долго обсуждали статью Людмилы Никитичны Молчановой «О необходимости реформирования форм деятельности стационарных учреждений для инвалидов с детства», а так же выступления на Интернет-форумах на эту тему - высказывания об имеющихся огромных стационарных заведениях для инвалидов (интернатах, пансионатах, домах) и о предлагаемых Л.Н.Молчановой мини-пансионатах.
Мы просмотрели перечень пансионатов и интернатов на сайте ДСЗН и прочитали информацию о них - как правило, это стационарные заведения на сотни мест, в некоторых цифра мест даже подбирается к тысяче. Значит, вместе с персоналом под такой крышей живет и работает около двух тысяч человек - целый городок, которым непросто управлять и который непросто содержать в порядке. Конечно же, сравнение между такими вот громадинами и мини-пансионатами на 20-30 инвалидов уж никак не в пользу громадин. Мини-пансионатами и управлять легче, и легче поддерживать там порядок на всех уровнях.
Мы с Андреем Щекутьевым были в Германии и нам показывали немецкие пансионаты для инвалидов. Они довольно-таки большие, на сотню или даже больше обитателей, но делятся на сектора, и каждый сектор - как мини-пансионат со своим начальником и подчиняющимся ему коллективом сотрудников. Там на каждого инвалида отдельная просторная комната - у них другие нормативы, нежели в России, где на одного инвалида положено 7 кв. метров жилой площади, кусок стенного шкафа и место за столом в столовой. Персонала там, наверное, столько же, сколько и в российских интернатах, но имеется регулярная волонтерская помощь - добровольная альтернативная служба вместо армии.
Но когда появятся в России мини-пансионаты, и как они еще сложатся… Наверное, в весьма далеком будущем, и на пути их создания и поддержания возникнет много-много трудностей. Так что пока будем принимать то, что есть, и стараться это «что есть» улучшать.
Для начала напишу, что у нас, в большущем 20-м ПНИ на полтысячи койко-мест, имеется много хорошего. И мы не одобряем печальную статью Бориса Залмановича Кривошея «ПНИ по дороге в никуда».
Не надо испытывать страх и ужас перед ПНИ, и неверна установка мам: «когда мой ребенок попадет в ПНИ, он там проживет не более 1-2 лет». Мы-то живем в ПНИ уже десятки лет! И помогаем адаптироваться инвалидам, поступающим в наш интернат. И «домашним» инвалидам поможем, так что не волнуйтесь, мамы и папы. У многих инвалидов, живущих в нашем интернате, имеются родители и др. родственники, они навещают и видят обстановку, можете расспросить их и вы перестанете так смертельно бояться ПНИ.
Вторая неверная установка: «в ПНИ люди деградируют». У нас, наоборот, помогают развиваться. Андрей Щекутьев стал художником именно в интернате, и я именно там начала писать стихи и статьи. А Олю Шафранову «открыли» и как человека и как интересную художницу в реабилитационном центре «Царицыно». А в ПНИ с Олей рисованием занимался Андрей, и воспитатели способствовали ее творчеству. И художнице Оле Земской здесь помогают. А МХТ им. Чехова помогает нашим художникам с закупкой красок и холстов.
У больших интернатов, несмотря на множество их недостатков, больше возможностей для дружбы и кооперации. Меня называют автором «методики командообразования», в том смысле, что я создала команду, где мы дополняем друг друга: Андрей и Оля хорошо рисуют, Оля помогает нам всем в бытовых вещах, у нее ловкие руки и она очень хозяйственная, Юля разбирается в компьютерах, Леша Карлов быстро читает, анализирует и делает обзоры, Володя Бондарев чинит коляски, Саша Власов помогает переводить невнятную речь, а меня выбрали старостой-координатором. Да никакая это не «методика командообразования», это просто дружба и взаимовыручка. И видится «запрограммированный» недостаток мини-пансионатов: а не будет ли там попавшему из дома инвалиду одиноко? В малом коллективе мини-пансионата сложнее найти себе друзей и людей с общими интересами; в большом коллективе легче найти и друзей и единомышленников.
Теперь поговорим о плохом. Имеющиеся большие пансионаты и интернаты сильно переполнены, территории их не расширяются (да это подчас и невозможно, некуда расширяться, рядом жилые дома и учреждения), и новых не строится. Даже если пансионат гигантский, но там достаточно места для комфортного размещения, есть все необходимое для жизни инвалидов (пандусы, лифты, поручни, подъемники, специальные ванные, туалеты и пр. и все в рабочем состоянии), и достаточное число персонала и приходящих волонтеров, то можно нормально существовать и обитателям и сотрудникам. И, если такие мега-интернаты все же будут продолжать строить, то предложение: не коридорная система, а другая планировка. Так угнетают эти длинные больничные коридоры!
Что самое скверное в нашем интернате: скученность и теснота. Наши комнатенки на 2-3-4 человек - как ячейки в сотах, и расположены по обе стороны от коридора. И именно из-за тесноты и невозможности уединиться у людей бывают нервные срывы. И персоналу тяжело работать при таком дефиците пространства: при уборке и раздаче пищи по палатам им сложно протискиваться между кроватями, стоящими в полуметре друг от друга, а к окну и вовсе не пробраться. В коридорах и холлах из-за нехватки поверхности пола коляски и ходунки часто сталкиваются. Квадратных метров нам нужно больше, кубатуры, жизненного пространства! Тому, кто установил жилую норму 7 кв. м. на человека с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, стоит самому попробовать расположить на такой площади кровать, инвалидную коляску, подъемник, тумбочку, стол, шкаф, книжные полки, ноутбук, видео- и аудиотехнику.
А уж если в интернате начинается ремонт жилых помещений, то становится совсем невыносимо: кровати из ремонтируемых комнат выносят прямо в коридор или в холл. Предложение: иметь на каждом этаже хотя бы по одной незаселенной спальной комнате (назовем ее НЗ) для временного переселения из ремонтируемых комнат и ремонтировать «покомнатно», ремонтируется одна комната, а люди из нее переезжают в НЗ, потом возвращаются в свою, а НЗ занимают следующие, у кого ремонт.
Что еще худо: мы живем все вместе - и люди с сохранным интеллектом и отстающие в интеллекте. Трудно нам с ними уживаться в пределах одного «пятачка» с одним общим холлом. Нам заниматься надо, а они кричат, шумят, пристают, мешают. Но среди умственно отсталых есть очень добрые люди, мы с ними тоже дружим, а те, у кого нет физических ограничений или не такие сильные как у нас, помогают нам, а мы помогаем им в тех вещах, которые вызывают у них непонимание и затруднение. Предложение: расселять людей с разными уровнями умственного развития если не по разным корпусам, то хотя бы по разным этажам или отсекам.
И еще одна сложность: по усмотрению администрации нас могут переселять как внутри интерната, так и переводить в другой интернат. Это замечательно, если у людей несовместимость, и нормально, если люди более-менее безразличны друг другу. Но если люди сжились и стали одной семьей? Когда, для пользы дела, чтобы в нашей комнате с подъемником было два тяжелых инвалида, и от нас собрались перевести Юлю, которой подъемник не нужен, мы бурно запротестовали, и наш протест был принят. Нельзя разбивать семью. Отношение к друзьям по интернату и соседям по палате как к семье - это не только у нас. Олеся Радушко, поэт-инвалид из Кемеровского дома-интерната пишет в одном из своих стихотворений: «Новые соседи - новая семья». Вот такие у нас складываются отношения: соседи-друзья-семья.
Что неизбежно будет объединять и мини-пансионаты и мега-интернаты? То, что это замкнутые закрытые структуры. Это естественно, учитывая наши тяжелые недуги и физические ограничения. И разумно, что у нас строгая пропускная система, камеры видеонаблюдения, оформление пропусков на выход инвалидов, даже настороженность персонала по отношению к посетителям и вопрос «что несете?» оправданы. Но именно закрытость создает сложности, а временами и безысходность. Ведь каждая закрытая стационарная структура - это государство в государстве. И жизнь инвалидов - в большом ли стационаре, в малом ли - в значительной степени зависит от главы этого заведения, от установленных в нем порядков, от добросовестности персонала и от того, насколько там прислушиваются к инвалидам и как их воспринимают: как личностей или как объект работы. И закрытость часто дает почву для всяких нарушений со стороны администрации и персонала. Как избежать этого? Как контролировать извне? Регулярные комиссии? Освещение в СМИ? У нас не особенно приветствуются приходы журналистов в стационары для инвалидов. Да мы и сами их не очень-то жалуем: часто про нас пишут и рассказывают весьма поверхностно, не разобравшись, дают ложные сведения, а то и вовсе выдают какую-то ерунду. И видеосъемки оставляют желать лучшего: либо показуха (лучше бы сняли нашу маленькую комнату с тремя кроватями и двумя колясками), либо небрежная съемка (камера резко наезжает, и люди выходят какими-то монстрами), либо снимают вообще непонятно что. Вопрос контроля - сложный вопрос.
Некоторые подумают: не время говорить о реорганизации и улучшении стационаров для инвалидов - ведь кризис на дворе, экономика рушится, а вы тут про инвалидные заведения… Но напомню утверждение профессора Преображенского из «Собачьего сердца» М.Булгакова относительно того, что разруха возникает прежде всего в головах.

Ирина Мовчан, Москва, ПНИ #20

Ссылки:

1. Л.Н. Молчанова «О необходимости реформирования форм деятельности стационарных учреждений для инвалидов с детства»: $(httpRoot)stati/refint/

2. Форум сайта РОБОИ (Региональная общественная
благотворительная организация инвалидов), тема «Создание мини пансионатов»: http://forum.roboi.ru/viewtopic.php?f=3&t=2

3. Форум сайта «Луч Фомальгаута", тема «Мини-пансионаты»: http://www.izdat-luch.ru/?forum&f=4&t=59#repl

4. «Свод правил для проектирования домов-интернатов»: http://snipov.net/c_4682_snip_107953.html

5. Сайт ДСЗН (Департамент социальной защиты населения г. Москвы):
http://www.dszn.ru/

6. Б.З.Кривошей «ПНИ по дороге в никуда»: http://magazines.russ.ru/neva/2002/12/kriv.html

кровати
Ув.форумчане!Практически неделя остается до наступления Нового Года,а настроение у всех почему то не праздничное(Хочу пожелать вам больше добра,
    тепла,здоровья и чувств!Деньги не самое главное в жизни,не стоит так убиваться из за них,берегите себя!!!Счастливого вам Нового Года!!!
ответить
 
веломобиль трехколесный МВХудожественно-публицистический сайт Елены Тюфтковой