ОБЪЯВЛЕНИЕ
Региональная общественная благотворительная организация инвалидов «Содействие защите прав инвалидов с последствиями детского церебрального паралича» сообщает, что начала процедуру добровольной ликвидации организации в связи с отсутствием средств на аренду помещения для продолжения деятельности.
Информация опубликована в «Вестнике государственной регистрации» № 48 (506) от 09.12.2015
Инвалиды с последствиями ДЦП и родители детей-инвалидов могут обращаться за консультацией по электронной почте: cerebral@mail.ru
О защите прав инвалидов с детства и детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения РФ (домах-интернатах)
5 августа 2008 г. Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Все мы надеемся, что она будет ратифицирована, но ее ратификация повлечет за собой финансовые затраты и необходимость совершенствования российского законодательства в сфере защиты инвалидов и детей-инвалидов в соответствии с положениями Конвенции.
На вопрос: «Что делать?» - есть, на наш взгляд, два ответа: 1) добиваться исполнения российского законодательства в данной сфере и 2) совершенствовать его.
Чтобы исключить эмоциональный момент при рассмотрении сложной проблемы о защите прав инвалидов с детства, проживающих в домах-интернатах РФ, мы попробуем обозначить «болевые точки», без решения которых о реабилитации/интеграции ребенка-инвалида или инвалида с детства, проживающего интернате говорить бессмысленно.
Если верить статистике, то число учреждений стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов сократилось с 1542 ( в 2007г.) до 1512 (в 2009г.) – рассчитанные в среднем на 250 тыс. мест; а число учреждений для детей-инвалидов сократилось со 151 учреждения (в 2007г.) до 148 (в 2009г.)., рассчитанные в среднем на 28-29 тыс.мест. Точных данных за 2010 и 2011 годы нет.
В этих учреждениях нарушаются не только условия проживания инвалидов, но и право их на переосвидетельствование во МСЭ, на образование, на бесплатную юридическую помощь, на уважительное отношение к себе. Мы не будем говорить о Москве, т.к. здесь почти все вопросы постепенно – но решаются. Однако в других регионах РФ, даже в ближайшем Подмосковье, почти повсеместно нарушаются отдельные положения как федеральных, так и региональных законов и нормативных актов.
Чаще всего нарушается статья 12 Федерального закона № 122-ФЗ «О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ» от 02.08.1995 (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ – «закон о монетизации»):
- обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям:
– если даже не упоминать о поэтажном расположении комнат для проживания инвалидов - хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности и для больных с поражением опорно-двигательного аппарата (п.4.4. СанПина), то практически не реализуются условия пунктов 4.15. и 4.16. СанПина ( о развитии системы домов-интернатов для молодых инвалидов, которые и позволили бы реализовывать социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию) 1
- право на медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности:
– МСЭ и разработка ИПР.
В настоящее время разработан новый «Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» , утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 11 апреля 2011 г. N 295н, который гарантирует не только доступность, комфортность условий проведения МСЭ, но определяет сроки и порядок проведения гражданам МСЭ в рамках предоставления государственной услуги ( в том числе и в электронной форме) - с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и информационно-коммуникационной сети.
Даже если инвалид и настаивает на переосвидетельствовании с целью разработки ИПР, то обеспечение инвалидов (в соответствии с программой реабилитации) протезно-ортопедическими изделиями (ПОИ) и техническими средствами реабилитации (ТСР) в домах-интернатах практически не реализуется. Иногда это связано с отсутствием финансирования (в результате чего многие инвалиды в интернатах годами не могут получить протезно-ортопедические изделия), но чаще всего – с халатностью 2 .
Почти повсеместно нарушается право инвалидов с детства и детей-инвалидов на проведение независимой медицинской экспертизы (особенно в ПНИ и лечении в стационаре ПНД) и оказание бесплатной юридической помощи (пп.7,8 ст.12). Данное право гарантировано ст. 5,7 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» ( в ред. от 21.11.2011 N 326-ФЗ) 3 и п.3 ст. 58 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» , где сказано, что «Граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации» 4 .
- право на получение (продолжение) образования инвалидов в интернатах :
– особая проблема, т.к. у интернатов нет лицензии на реализацию такого рода деятельности, а управления образования устраняются от решения этой проблемы.
И если п.2 ст.12 № 122-ФЗ предусматривает для детей-инвалидов «право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями…путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством», то совершеннолетние инвалиды, проживающие в домах-интернатах, такого права лишены. Хотя возможности для получения образования (в том числе и дистанционного) в настоящее время имеются.
На наш взгляд статья 12. «Права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания» Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» требует соответствующих изменений и дополнений. Тем более, что статья19 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» гарантирует- «государство должно обеспечить инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Эти гарантии должны распространяться и на инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях.
Чаще всего в стационарных учреждениях соцзащиты обсуждают две проблемы:
- О совместном проживании инвалидов с ограниченными возможностями здоровья и лиц с психическими расстройствами.
В статье 20 № 122-ФЗ четко определено, что «не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.»
Отсутствие такой нормы для совершеннолетних инвалидов с детства (с ограниченными возможностями здоровья, в частности – с физическими недостатками) привело к тому, что в условиях «разграничения полномочий власти» учреждения соцзащиты (в субъектах РФ) переводятся на нормативное финансирование: и уже сейчас в детских домах-интернатах создают отделения для взрослых, многие пансионаты для пожилых граждан перепрофилируют в «геронтопсихиатрические центры» (увеличивая число проживающих в них), и молодые инвалиды вынуждены проживать в переполненных интернатах с гражданами пожилого возраста, где не учитываются их возрастные, психические и физические особенности развития.
- Об оплате стационарного социального обслуживания,
порядок и условия которого теперь устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 24 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) - отдельный и очень болезненный вопрос.
В регионах, при определении размера оплаты за социальные услуги, учитываются виды доходов, указанных в перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина при предоставлении социального обслуживания. Как правило, размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан, проживающих в стационарных учреждениях, не может превышать 75 процентов установленной им пенсии (кроме участников ВОВ) 5 .
Проблема заключается в том, что одни регионы включают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ –определяемую в соответствии со статьей 28.1 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») в установленную пенсию инвалиду, другие полагают, что ЕДВ – это компенсация за утраченные льготы и в размер пенсии (75% от которой забирает интернат) не должна включаться, т.к. часть суммы ЕДВ должна направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг - в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» - набор социальных услуг (НСУ), дающих ему право и на санаторно-курортное лечение, и лекарственное обеспечение и бесплатный проезд).
Поскольку Пенсионный Фонд РФ четко не определил положение о ЕДВ, в разных регионах РФ ее либо включают в суммарный размер установленной инвалиду пенсии при установлении ежемесячной платы за стационарное обслуживание, либо – нет 6 .
С 2012 года введен фиксированный базовый размер пенсии по инвалидности. Размер пенсии по инвалидности с 2012г. будет соответствовать размеру базовых частей трудовой пенсии.
На наш взгляд, в статье 24 закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» необходимо четко определить, из чего исходить органам исполнительной власти в регионах при установлении суммы оплаты за стационарные услуги.
Каковы же механизмы защиты прав инвалидов данной категории?
В настоящее время каждый регион разрабатывает свои государственные стандарты социального обслуживания, исходя из собственных реалий и возможностей. Стандарты являются обязательными для исполнения на территории региона социальными службами всех форм собственности. Поэтому, в дополнение к действующему законодательству, Минздравсоцразвития разработал несколько Административных регламентов:
1. «Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» (утвержден приказом Минздравсоцразвития от 11 апреля 2011 г. N 295н) - который устанавливаети «досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих» (гл. V пп. 104-122 Регламента).
2. Контроль за исполнением государственных стандартов социального обслуживания возложен на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор).
Приказом Минздравсоцразвития России от 7 ноября 2011 г. № 1327н 7 утвержден административный регламент исполнения Росздравнадзором контрольно-надзорных функций за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания , которым также определен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий должностных лиц 8 .
3. Статья 32 «Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров» № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - работает, если только инвалид, обратится в суд, что происходит крайне редко ( а в интернатах – такой возможности практически нет, если инвалиду не помогут родственники или НПО).
4. И самое главное – о ратификации Конвенции, которая может стать самым действенным механизмом контроля со стороны общества
В 2011 году Правительство предполагало, что датой вступления в силу разработанных статей законов, не требующих для их реализации создания дополнительных правовых и других условий, предусматривается установить 1 июля 2012 года; датой вступления в силу статей законов, которые требуют разработки и принятия предусмотренных данными статьями нормативных правовых актов и дополнительных расходов бюджетных средств, предусматривалось установить с 1 января 2013 года.
Трудно сказать, когда Конвенция ООН о правах инвалидов будет ратифицирована, т.к. это связано с дополнительными расходами бюджетов всех уровней: многое зависит не только от депутатов ГД РФ, но и от нас с Вами.
Председатель ВОИ А.В.Ломакин-Румянцев неоднократно подчеркивал, что «Россия воздержалась от подписания Факультативного протокола к Конвенции, в соответствии с которым государство соглашается с механизмом реализации прав инвалидов и готово отчитываться перед мировым сообществом о выполнении взятых на себя обязательств». 9 Протокол дает также инвалидам право обращаться с жалобами в специальный комитет ООН. Пока мы этого права лишены.
Приложения: 1) Количество стационарных учреждений социального обслуживания и проживающих в них граждан пожилого возраста и инвалидов до 2009г;
2) Краткий Перечень ФЗ и нормативных актов, используемых при оказании услуг в стационарных учреждениях социальной защиты населения РФ.
Председатель Правления РОБОИ
«Содействие защите прав инвалидов
с последствиями ДЦП»,
зам. главного редактора журнала
«Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения» Молчанова Людмила Никитична
__________________________________________
1 Выдержки из СанПиН 2.1.2.2564-09 «4.15. В спальных отделениях домов-интернатов для инвалидов молодого возраста необходимо предусматривать комнату учебно-игровых занятий; в домах-интернатах для инвалидов молодого возраста, проектируемых по коридорной системе, - комнату воспитателя. 4.16. Во всех типах организаций, за исключением организаций для инвалидов - хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности, рекомендуется предусматривать: кабинет социально-бытовой адаптации, служащий также для приема гостей; класс обучения машинописи; компьютерный класс; комнату музыкальных занятий; класс рисования; библиотеку с книгохранилищем и читальным залом из расчета: 0,6 - 0,8 кв. м на 1 место в учреждениях для инвалидов и престарелых и 0,3 - 0,4 кв. м на 1 место в учреждениях для инвалидов с недостатком умственного развития; кабинет заведующего учебно-воспитательной частью; комнату преподавателей; которую можно совмещать с комнатой мастеров.»
2 Проблема обеспечения ТСР инвалидов в интернатах заслуживает отдельного рассмотрения: ведь внесены изменения не только в раздел "Технические средства реабилитации" Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, но и порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу(регулируемые приказами Минздравсоцразвития №57н от 31 января 2011 г и N 823н от 28 июля 2011 г). Даже если бы инвалид, проживающий в интернате, и сумел приобрести самостоятельно ТСР, у него нет ни информации о размерах компенсационных выплат за ТСР, ни возможности реализовать свое право на компенсацию.
В настоящее время в каждом регионе РФ устанавливаются Предельные размеры компенсационной выплаты за самостоятельно приобретенные ТСР, установленные по результатам последнего по времени размещения заказа и периоды выплаты компенсации (Согласно классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 823н.)
3 «Администрация учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, обеспечивает возможность приглашения адвоката, работника или уполномоченного лица государственного юридического бюро (при наличии), оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", за исключением неотложных случаев, предусмотренных пунктом "а" части четвертой статьи 23 и пунктом "а" статьи 29 настоящего Закона.»(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 326-ФЗ)
4 Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011, Глава 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование
5 Например: статьи 24-25 «ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» (Утвержденного постановлением Правительства Московской области N 568/22 от 27.06. 2011 г.)
6 Так, в Подмосковье, в течение почти 5 лет в один интернатах ЕДВ возвращали инвалиду, в других – исключали из нее те же 75%.
7 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2012 N 23291).
8 Разработана и Блок-схема: Структура и взаимосвязи административных процедур, выполняемых при осуществлении государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания
9 Газета «Надежда», №5(380), май 2012
Приложение 1:
Количество стационарных учреждений социального обслуживания*
и проживающих в них граждан пожилого возраста и инвалидов
|
1970 |
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Число учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов-взрослых |
||||||||||||||
|
693 |
713 |
726 |
871 |
1132 |
1159 |
1207 |
1248 |
1308 |
1390 |
1507 |
1542 |
1530 |
1512 |
В них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мест, тыс. |
155 |
202 |
225 |
221 |
232 |
234 |
236 |
238 |
240 |
242 |
248 |
248 |
251 |
250 |
проживающих, тыс.человек |
... |
201 |
213 |
202 |
212 |
216 |
219 |
224 |
230 |
235 |
239 |
241 |
245 |
244 |
Число учреждений для детей-инвалидов |
||||||||||||||
|
168 |
156 |
160 |
159 |
156 |
155 |
152 |
152 |
152 |
153 |
157 |
151 |
146 |
148 |
В них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мест, тыс. |
27 |
34 |
38 |
35 |
33 |
33 |
32 |
32 |
32 |
31 |
30 |
29 |
29 |
28 |
проживающих, тыс.человек |
... |
34 |
36 |
31 |
29 |
29 |
29 |
29 |
29 |
29 |
27 |
25 |
23 |
22 |
*До 2000 года - дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов.
На конец 2009 г. на очереди для помещения в учреждения для взрослых состояли 20,8 тыс.человек, в учреждения для детей - 0,5 тыс. детей. Работали 10 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, в которых проживали 2,1 тыс. человек, 23 домов милосердия (1,6 тыс. человек), 29 геронтологических центра (7,9 тыс.человек).
Из общего числа зданий учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов 1,5% находилось в аварийном состоянии, 3,7% - в ветхом, 8,4% требовали реконструкции.
Общая численность детей-инвалидов на 01.12 2010 – 549084 чел., а количество проживающих в интернатных учреждениях (табл.2) – 22309 чел.
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
592763 |
581898 |
561728 |
545712 |
541419 |
549084 |
ПФР приводит другие данные: по состоянию на 1 января 2010 года численность детей-инвалидов в России составила 550 545 человек. Сейчас, в 2011 -по нашим данным, их численность составляет 545 тыс. человек. Более 12% из них проживает в интернатах.
В 2008г. подавляющее большинство – около 500 тыс. детей-инвалидов, а это почти 94% воспитывались в семьях, около 28 тыс. находились в детских домах-интернатах социальной защиты населения (дети с тяжелыми умственными и физическими дефектами, которые не могут себя обслуживать и нуждаются в постороннем постоянном уходе), а также почти 5 тыс. детей-инвалидов находились в домах ребенка системы здравоохранения.)
Использованы материалы Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы государственной статистики РФ.
Приложение 2:
Краткий Перечень ФЗ и нормативных актов, используемых при оказании услуг
в стационарных учреждениях социальной защиты населения РФ
- N 122-ФЗ О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ от 2 августа 1995 года (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- № 181-ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 ноября 1995 года (в ред. от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 09.12.2010 N 351-ФЗ)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиНы 2.1.2.2564-09; 10; 11)
- Рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года (утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 8 августа 2009 г.)
- Национальные стандарты РФ: 1) ГОСТ Р 52143-2003 - "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" (от 24. 11. 2003 г. N 327-ст); 2) ГОСТ Р 52142-2003- "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения", (от 24.11. 2003 г. N 326-ст); 3) ГОСТ Р 52882-2007 - "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания" (от 27.12.2007 № 560-ст);
- Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ред. от 21.11.2011)"
- Постановление Минтруда РФ от 24.04.2002 N 29 "Об утверждении Рекомендаций по обеспечению мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания"
В каждом регионе разработаны соответствующие законы и территориальные перечни:
- ЗАКОН «О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ»
- ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ
- ПЕРЕЧЕНЬ ГАРАНТИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ