РОБОИ

||
 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Региональная общественная благотворительная организация инвалидов  «Содействие защите прав инвалидов с последствиями детского церебрального паралича» сообщает, что начала процедуру добровольной ликвидации организации в связи с отсутствием средств на аренду помещения для продолжения деятельности.
Информация опубликована в «Вестнике государственной регистрации» № 48 (506) от 09.12.2015
Инвалиды с последствиями ДЦП и родители детей-инвалидов могут обращаться за консультацией по электронной почте: cerebral@mail.ru


О защите прав инвалидов с детства и детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения РФ (домах-интернатах)

 5 августа 2008 г. Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Все мы надеемся, что она будет ратифицирована, но ее ратификация повлечет за собой финансовые затраты и необходимость совершенствования российского законодательства в сфере защиты инвалидов и детей-инвалидов в соответствии с положениями Конвенции.

На вопрос:  «Что делать?»  - есть, на наш взгляд, два ответа: 1) добиваться исполнения российского законодательства в данной сфере и 2) совершенствовать его.
Чтобы исключить эмоциональный момент при рассмотрении сложной проблемы о защите прав инвалидов с детства, проживающих в домах-интернатах РФ, мы попробуем обозначить «болевые точки»,  без решения которых о реабилитации/интеграции  ребенка-инвалида или инвалида с детства, проживающего интернате говорить бессмысленно.  
Если верить статистике, то число учреждений стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов сократилось с 1542 ( в 2007г.) до 1512 (в 2009г.) – рассчитанные в среднем на 250 тыс. мест; а число учреждений для детей-инвалидов сократилось  со 151 учреждения (в 2007г.) до 148 (в 2009г.)., рассчитанные в среднем на 28-29 тыс.мест. Точных данных за 2010 и 2011 годы нет.
В этих учреждениях нарушаются не только условия проживания инвалидов, но и право их на переосвидетельствование во МСЭ, на образование, на бесплатную юридическую помощь, на уважительное отношение к себе. Мы не будем говорить о Москве, т.к. здесь почти все вопросы постепенно – но решаются. Однако в других регионах РФ, даже в ближайшем Подмосковье,  почти повсеместно  нарушаются отдельные положения  как федеральных, так и региональных законов и нормативных актов.

 Чаще всего нарушается статья 12 Федерального закона № 122-ФЗ «О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ» от 02.08.1995  (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ – «закон о монетизации»):

  1. обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям:

 – если даже не упоминать о поэтажном расположении комнат для проживания инвалидов - хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности и для больных с поражением опорно-двигательного аппарата (п.4.4. СанПина), то практически не реализуются условия пунктов 4.15. и 4.16. СанПина ( о развитии системы домов-интернатов для молодых инвалидов, которые и позволили бы реализовывать социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию) 1

  1. право на медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности:

МСЭ и разработка ИПР.
В настоящее время разработан новый «Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» , утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 11 апреля 2011 г. N 295н, который  гарантирует не только доступность, комфортность условий проведения МСЭ, но определяет сроки и порядок проведения гражданам МСЭ в рамках предоставления государственной услуги ( в том числе и в электронной форме) - с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и информационно-коммуникационной сети.
Даже если инвалид и настаивает на переосвидетельствовании с целью разработки ИПР, то   обеспечение инвалидов (в соответствии с программой реабилитации) протезно-ортопедическими изделиями (ПОИ) и техническими средствами реабилитации (ТСР)  в домах-интернатах практически не реализуется. Иногда это связано с отсутствием финансирования (в результате чего многие инвалиды в интернатах годами не могут получить протезно-ортопедические изделия), но чаще всего – с халатностью 2 .
Почти повсеместно нарушается право инвалидов с детства и детей-инвалидов на проведение независимой медицинской экспертизы (особенно в ПНИ и лечении в стационаре ПНД) и оказание бесплатной юридической помощи (пп.7,8 ст.12). Данное право гарантировано ст. 5,7  Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» ( в ред. от 21.11.2011 N 326-ФЗ) 3 и п.3 ст. 58 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» , где сказано, что  «Граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации» 4 .

  1. право на получение (продолжение) образования инвалидов в интернатах :

особая проблема, т.к. у интернатов нет лицензии на реализацию такого рода деятельности, а управления образования устраняются от решения этой проблемы.

И если п.2 ст.12 № 122-ФЗ предусматривает для детей-инвалидов «право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями…путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством», то совершеннолетние инвалиды, проживающие в домах-интернатах, такого права лишены. Хотя возможности для получения образования (в том числе и дистанционного) в настоящее время имеются.

На наш взгляд статья 12. «Права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания»  Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» требует соответствующих изменений и дополнений. Тем более, что  статья19 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» гарантирует-  «государство должно обеспечить инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Эти гарантии должны распространяться и на инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях.

Чаще всего  в стационарных  учреждениях соцзащиты обсуждают две проблемы:

  1. О совместном проживании инвалидов с ограниченными возможностями здоровья и лиц с психическими расстройствами.

В статье 20  № 122-ФЗ четко определено, что  «не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.»
Отсутствие такой нормы для совершеннолетних инвалидов с детства  (с ограниченными возможностями здоровья, в частности – с физическими недостатками) привело к тому, что в условиях «разграничения полномочий власти» учреждения соцзащиты (в субъектах РФ)  переводятся на нормативное финансирование:  и  уже сейчас  в детских домах-интернатах создают отделения для взрослых,  многие пансионаты для пожилых граждан перепрофилируют  в «геронтопсихиатрические центры» (увеличивая число проживающих в них), и молодые  инвалиды вынуждены проживать в переполненных интернатах с гражданами пожилого возраста, где не учитываются  их возрастные, психические и физические особенности развития.

  1. Об оплате стационарного социального обслуживания,

 порядок и условия которого теперь устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 24 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) -  отдельный и очень болезненный вопрос.
В регионах, при определении размера оплаты за социальные услуги,  учитываются виды доходов, указанных в перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина при предоставлении социального обслуживания. Как правило, размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан, проживающих в стационарных учреждениях, не может превышать 75 процентов установленной им пенсии (кроме участников ВОВ) 5 .
Проблема заключается в том, что одни регионы включают  ежемесячную денежную выплату (ЕДВ –определяемую в соответствии со  статьей 28.1 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») в установленную  пенсию инвалиду, другие полагают, что ЕДВ – это компенсация за утраченные льготы и в размер пенсии (75% от которой забирает интернат) не должна включаться, т.к. часть суммы ЕДВ должна направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг -  в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» -   набор социальных услуг (НСУ), дающих ему право и на санаторно-курортное лечение, и лекарственное обеспечение и бесплатный проезд).
Поскольку Пенсионный Фонд РФ четко не определил положение о ЕДВ, в разных регионах РФ   ее либо  включают в суммарный размер установленной инвалиду пенсии при установлении ежемесячной платы за стационарное обслуживание, либо – нет 6 .
С 2012 года введен фиксированный базовый размер пенсии по инвалидности. Размер пенсии по инвалидности с 2012г. будет соответствовать размеру базовых частей трудовой пенсии.
На наш взгляд,  в статье 24  закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» необходимо четко определить, из чего исходить органам исполнительной власти в регионах  при установлении суммы оплаты за стационарные услуги.

Каковы же механизмы защиты прав инвалидов данной категории?

В настоящее время каждый регион разрабатывает свои государственные стандарты социального обслуживания, исходя из собственных реалий и возможностей. Стандарты являются обязательными для исполнения на территории региона социальными службами всех форм собственности. Поэтому, в дополнение к действующему законодательству, Минздравсоцразвития разработал несколько Административных регламентов:

1. «Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»  (утвержден приказом Минздравсоцразвития от 11 апреля 2011 г. N 295н)  -  который устанавливаети    «досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих» (гл. V пп. 104-122 Регламента).

2. Контроль за исполнением государственных стандартов социального обслуживания возложен на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор).
Приказом Минздравсоцразвития России от 7 ноября 2011 г. № 1327н 7  утвержден административный регламент исполнения Росздравнадзором контрольно-надзорных функций за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания , которым также определен  досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий должностных лиц 8 .
3. Статья 32 «Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров» № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - работает, если только инвалид,  обратится в суд, что происходит крайне редко ( а в интернатах – такой возможности практически нет, если инвалиду не помогут родственники или НПО).

4. И самое главное – о ратификации Конвенции, которая может стать самым действенным механизмом контроля со стороны общества

В 2011 году Правительство предполагало, что датой вступления в силу разработанных статей законов, не требующих для их реализации создания дополнительных правовых и других условий, предусматривается установить 1 июля 2012 года; датой вступления в силу статей законов, которые требуют разработки и принятия предусмотренных данными статьями нормативных  правовых актов и дополнительных расходов бюджетных средств,   предусматривалось установить       с 1 января 2013 года.

Трудно сказать, когда Конвенция ООН о правах инвалидов будет ратифицирована, т.к. это связано с дополнительными расходами бюджетов всех уровней: многое зависит не только от депутатов ГД РФ, но и от нас с Вами.

Председатель ВОИ А.В.Ломакин-Румянцев  неоднократно подчеркивал, что «Россия воздержалась от подписания Факультативного протокола к Конвенции, в соответствии с которым государство соглашается с механизмом реализации прав инвалидов и готово отчитываться перед мировым сообществом о выполнении взятых на себя обязательств». 9 Протокол дает также инвалидам право обращаться с жалобами в специальный комитет ООН. Пока мы этого права лишены. 

Приложения: 1) Количество стационарных учреждений социального обслуживания и проживающих в них граждан пожилого возраста и инвалидов до 2009г;
2) Краткий Перечень ФЗ и нормативных актов, используемых   при оказании услуг в стационарных учреждениях социальной защиты населения РФ.

Председатель Правления РОБОИ
«Содействие защите прав инвалидов
с последствиями ДЦП»,
зам. главного редактора журнала
«Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения»                                                       Молчанова Людмила Никитична

__________________________________________

1 Выдержки  из СанПиН 2.1.2.2564-09 «4.15. В спальных отделениях домов-интернатов для инвалидов молодого возраста необходимо предусматривать комнату учебно-игровых занятий; в домах-интернатах для инвалидов молодого возраста, проектируемых по коридорной системе, - комнату воспитателя. 4.16. Во всех типах организаций, за исключением организаций для инвалидов - хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности, рекомендуется предусматривать: кабинет социально-бытовой адаптации, служащий также для приема гостей; класс обучения машинописи; компьютерный класс; комнату музыкальных занятий; класс рисования; библиотеку с книгохранилищем и читальным залом из расчета: 0,6 - 0,8 кв. м на 1 место в учреждениях для инвалидов и престарелых и 0,3 - 0,4 кв. м на 1 место в учреждениях для инвалидов с недостатком умственного развития; кабинет заведующего учебно-воспитательной частью; комнату преподавателей; которую можно совмещать с комнатой мастеров.»

2 Проблема обеспечения ТСР инвалидов в интернатах  заслуживает отдельного рассмотрения: ведь внесены изменения не только в раздел "Технические средства реабилитации" Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, но и порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу(регулируемые приказами Минздравсоцразвития №57н от 31 января 2011 г и N 823н от  28 июля 2011 г). Даже если бы инвалид, проживающий в интернате, и сумел приобрести самостоятельно ТСР, у него нет ни информации о размерах компенсационных выплат за ТСР, ни возможности реализовать свое право на компенсацию.
В настоящее время в каждом регионе РФ устанавливаются Предельные размеры компенсационной выплаты за самостоятельно приобретенные ТСР, установленные по результатам последнего по времени размещения заказа и периоды выплаты компенсации (Согласно классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 823н.)

3 «Администрация учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, обеспечивает возможность приглашения адвоката, работника или уполномоченного лица государственного юридического бюро (при наличии), оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", за исключением неотложных случаев, предусмотренных пунктом "а" части четвертой статьи 23 и пунктом "а" статьи 29 настоящего Закона.»(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 326-ФЗ)

4 Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011, Глава 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование

5 Например: статьи 24-25  «ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» (Утвержденного постановлением Правительства Московской области N 568/22 от 27.06. 2011 г.)

6 Так, в Подмосковье, в течение почти 5 лет в один интернатах ЕДВ возвращали инвалиду, в других –  исключали из нее те же 75%.

7 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2012 N 23291).

8 Разработана и Блок-схема: Структура и взаимосвязи административных процедур, выполняемых при осуществлении государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания

9 Газета «Надежда», №5(380), май 2012

 

Приложение 1:

Количество стационарных учреждений социального обслуживания*
и проживающих в них граждан пожилого возраста и инвалидов

 

1970

1980

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Число учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов-взрослых

 

693

713

726

871

1132

1159

1207

1248

1308

1390

1507

1542

1530

1512

В них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мест, тыс.

155

202

225

221

232

234

236

238

240

242

248

248

251

250

проживающих, тыс.человек

...

201

213

202

212

216

219

224

230

235

239

241

245

244

Число учреждений для детей-инвалидов

 

168

156

160

159

156

155

152

152

152

153

157

151

146

148

В них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мест, тыс.

27

34

38

35

33

33

32

32

32

31

30

29

29

28

проживающих, тыс.человек

...

34

36

31

29

29

29

29

29

29

27

25

23

22

 *До 2000 года - дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов.

На конец 2009 г. на очереди для помещения в учреждения для взрослых состояли 20,8 тыс.человек, в учреждения для детей - 0,5 тыс. детей. Работали 10 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, в которых проживали 2,1 тыс. человек, 23 домов милосердия (1,6 тыс. человек), 29 геронтологических центра (7,9 тыс.человек).
Из общего числа зданий учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов 1,5% находилось в аварийном состоянии, 3,7% - в ветхом, 8,4% требовали реконструкции.

Общая численность детей-инвалидов на 01.12 2010 – 549084 чел., а количество проживающих в интернатных учреждениях (табл.2) – 22309 чел.


2005

2006

2007

2008

2009

2010

592763

581898

561728

545712

541419

549084

ПФР приводит другие данные:  по состоянию на 1 января 2010 года численность детей-инвалидов в России составила  550 545 человек. Сейчас, в 2011 -по нашим данным, их численность составляет 545 тыс. человек. Более 12% из них проживает в интернатах.

В 2008г. подавляющее большинство – около 500 тыс. детей-инвалидов, а это почти 94% воспитывались в семьях, около 28 тыс. находились в детских домах-интернатах социальной защиты населения (дети с тяжелыми умственными и физическими дефектами, которые не могут себя обслуживать и нуждаются в постороннем постоянном уходе), а также почти 5 тыс. детей-инвалидов находились в домах ребенка системы здравоохранения.)
Использованы материалы Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы государственной статистики РФ.

 

Приложение 2:

Краткий Перечень ФЗ и нормативных актов, используемых при оказании услуг
в стационарных учреждениях социальной защиты населения РФ

  1. N 122-ФЗ О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ от 2 августа 1995 года (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  2. № 181-ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 ноября 1995 года (в ред. от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 09.12.2010 N 351-ФЗ)
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиНы 2.1.2.2564-09; 10; 11)
  4. Рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года (утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 8 августа 2009 г.)
  5.  Национальные стандарты РФ: 1) ГОСТ Р 52143-2003 - "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" (от 24. 11. 2003 г. N 327-ст); 2) ГОСТ Р 52142-2003- "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения", (от 24.11. 2003 г. N 326-ст); 3) ГОСТ Р 52882-2007 -  "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания" (от 27.12.2007 № 560-ст);
  6. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ред. от 21.11.2011)"
  7. Постановление Минтруда РФ от 24.04.2002 N 29 "Об утверждении Рекомендаций по обеспечению мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания"

В каждом регионе разработаны соответствующие законы и территориальные перечни:

  1. ЗАКОН «О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ»
  2. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ
  3. ПЕРЕЧЕНЬ ГАРАНТИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
 
веломобиль трехколесный МВХудожественно-публицистический сайт Елены Тюфтковой