РОБОИ

||
 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Региональная общественная благотворительная организация инвалидов  «Содействие защите прав инвалидов с последствиями детского церебрального паралича» сообщает, что начала процедуру добровольной ликвидации организации в связи с отсутствием средств на аренду помещения для продолжения деятельности.
Информация опубликована в «Вестнике государственной регистрации» № 48 (506) от 09.12.2015
Инвалиды с последствиями ДЦП и родители детей-инвалидов могут обращаться за консультацией по электронной почте: cerebral@mail.ru


Ольга Зайкина

ПУТИ ИНВАЛИДОВ - ИНВАЛИДНЫЕ ПУТИ
(глазами здорового человека)


Поднялся рассвет над крышей,
Человек из дома вышел
Поглядеть на жизнь поближе
Вздумал с утра...

- так начинается популярная песня, исполняемая Эдуардом Хилем. И легко представить себе этого человека: жизнерадостного, полного планов на будущее, спешащего приступить к их выполнению, а посему устремленного вперед и бойко перепрыгивающего через ступеньки, дождаться лифта нет терпения. Да я сама такая.

А теперь представьте человека, тоже желающего поглядеть на жизнь поближе, тоже радующегося жизни, тоже полного планов и идей, но только прикованного к инвалидной коляске. Для такого человека сразу же после дверей квартиры начинается полоса препятствий. Первое препятствие - лифт с узкими дверцами, в которые не проходит коляска. Или - отсутствие лифта, а этаж отнюдь не цокольный. Второе - несколько ступенек в подъезде между лифтом и входной дверью. Третье - крыльцо. Четвертое - бортик тротуара. Далее - многочисленные уличные подъемы-спуски, лесенки-ступеньки, дорожные кривули, кручи, горки, бугры, всего не перечислишь.

И это настолько непреодолимые препятствия, что на улицах своей родной Москвы я вижу инвалидов-колясочников крайне редко. Я их чаще встречала в Кремле, на Красной площади и в иных достопримечательных местах Москвы - в экскурсионной зоне, где хорошо заботятся об инвалидах-туристах, приносящих прибыль.

Человеку много ль надо -
У него на сердце радость,
Он смеётся снегопаду,
Солнцу в небе и ветрам.

Так дайте же возможность рядовому российскому инвалиду ощутить все это: снегопад, солнце в небе, ветра - дайте ему возможность покинуть стены своего жилища!

В развитом зарубежье присутствие инвалидов-колясочников в обычных жилых кварталах, на обыкновенных улицах, бульварах, скверах, парках - не в диковинку. Я часто видела людей на колясках - и самоуправляемых, и тех, которые катят сопровождающие - в США, в европейских странах, на международных курортах. В Лондоне, в августе 1995 года, я подивилась множеству инвалидных колясок на праздновании Дня победы, причем, среди прочих инвалидов, там были также старые-престарые участники Первой мировой войны, которых бережно выкатывали на мосты через Темзу, чтобы они могли лично салютовать проплывающей на королевской яхте Елизавете II.

Европейцам и американцам, наверное, в диковинку московские жилые районы, где далеко не в каждом доме имеются вместительные лифты, перила на нужной высоте, пандусы, рельсы и спуски на тротуарах, а бортики тротуаров столь высоки, что их не одолеют даже новейшие супер-коляски, предназначенные для самостоятельного подъема по ступенькам. В России к родным инвалидам отношение куда хуже, чем к иностранным путешественникам на колясках, - они же не приносят доходов государству. Так им же не помогают приносить доходы! Им даже на улице появиться не дают - не запрещают, но и не способствуют.

В Москве лишь в многоэтажных домах, построенных в последние три десятилетия, имеются грузовые лифты. А пассажирские лифты таковы, что даже не все детские коляски пролезают, бедные мамочки и бабушки ежедневно спускают их по лестнице или на свой страх и риск оставляют в подъезде. Инвалидную же коляску в подъезде не оставишь - она нужна для передвижения по квартире. И, что самое нелепое, чаще всего не шахты малы (я выяснила это у рабочих лифтсервиса), а именно лифтовые кабины делают мелкими, не вмещающими никакие коляски, даже детские. Экономят материал или по дурости?

Коляска с малышом - это временно, на год-другой, потом все колясочные тяготы забудутся. А коляска с инвалидом - это на всю жизнь, и что же: инвалиду и его родичам всю жизнь маяться или сидеть затворником? Получается, что так.

Колясочные рельсы и перила - далеко не везде, и часто расстояние между рельсами и их ширина таковы, что проходит лишь детская коляска. Пандусы - если и есть, то такие, что голову свернешь, а колясочные подъезды к парадному просто-напросто отсутствуют. И зачем такие высоченные бордюры на тротуарах? Да еще тянется сей бордюрище на километр, без снижения и пологого ската для колясок. Так что в Москве инвалиду-колясочнику часто даже погулять во дворике невозможно и самому «сходить» в магазин, на рынок, на почту, в парикмахерскую - механические преграды такие, что никакая коляска, ни с каким управлением не одолеет.

Господи, ведь это же не чудовищно сложно и не безумно дорого - обеспечить большие лифты во всех домах без исключения и нормальные колясочные спуски с перилами повсеместно, а не только в историческом центре и на экскурсионных тропах. Ну почему их нет, почему?!

В моем подъезде крутая лестница между лифтом и входной дверью, и ни пандуса, ни рельсов. Отчасти можно понять их отсутствие: подъезд крохотный, девятиэтажка хрущевского проектирования, тогдашние архитекторы истово экономили жилое пространство. По соседству со мной живет старушка-инвалид - так ее сыновья сами соорудили деревянный откидной пандус с учетом малой кубатуры нашего подъезда, легкий и удобный пандус. И молодые мамочки и бабушки этим пандусом активно пользуются, сердечно благодаря изготовителей. Асфальтовые пандусы у подъезда также часто «наваривают» энтузиасты частным порядком - дело-то нехитрое. В большинстве московских подземных переходов и входов в метро старой постройки отсутствуют колясочные спуски и рельсы, а ведь они стоят совсем дешево, их нетрудно изготовить, и это не повредит пассажиропотоку даже в час пик. Однако у местных чиновников, получающих пачками письма от инвалидов-опорников, от пожилых, от больных, от травмированных, ни пандусов, ни рельсов не допросишься, для них это все технические головоломки.

Да... Грустно инвалидам в пешеходной Белокаменной... Пути для инвалидов - инвалидные пути... Инвалидное мышление градостроителей: архитекторов, прокладчиков дорог, создателей инфраструктуры...

В советское время царила идиотская установка - не признавать существование инвалидов: «у нас в СССР инвалидов нет». Забавно: во всех странах они есть, а в СССР их нет. Должно быть, в СССР обитает особая разновидность Homo sapiens, не дающая сбоев. Или в самой гуманной стране мира инвалидов сбрасывают с утеса как в древней Спарте? Или идет изначальная выбраковка нестандартных особей - как у низших животных?

В постсоветское время от идиотской тезы поспешили отказаться, существование инвалидов радостно признали, изрядно позвенели на страницах СМИ об их незавидной доле, порассуждали об их месте в обществе, предъявили миру российских образцовых инвалидов-талантов, инвалидов-спортсменов, провели ряд выставок продвинутого инвалидного оборудования, наобещали поддержек инвалидным обществам, организациям, инвапрессе. А 2003-й год объявили годом Инвалидов и отчаянно радели за скорейшее внедрение инвалидов во всеобщую кипучую жизнь. И всю последующую пятилетку голосили о понимании чаяний инвалидов и о превеликой помощи им. Однако все ушло в голос - за громыханием на радио, ТВ и в СМИ не последовало никаких массовых бытовых улучшений: по-прежнему инвалиды сидят по домам.

Складывается впечатление, что колясочников не спешат вывести из затворничества: ведь все эти пандусы, рельсы, пологие спуски, скаты - большого места не занимают, никому не мешают, сложности никакой, материалы копеечные. И расходы невелики, даже если разориться на установку приличных лифтов и обустройство парадных. Так почему же все это, простое-недорогое, не закладывают в строительные проекты и в реставрационные и ремонтные работы? Вон, в США - по всем штатам, в городах и в деревнях - не жалеют средств ни на пандусы, ни на большущие лифты и подъемники, и даже щедро возводят просторные уличные туалеты с разновысотными перилами для инвалидов - и все это буквально на каждом шагу, а не только в образцово-показательных точках и местах паломничества туристов. А что в Москве - столице высококультурной страны России? Где они - обещанные неограниченные возможности для инвалидов, о которых талдычат радетели-благодетели 3-го тысячелетия? Уже сразу после выхода из квартиры инвалида ждут не неограниченные возможности, а всевозможные ограничения. Или эти домовые и уличные механические преграды для инвалидов чинуши игнорируют умышленно, эдакая лисья хитрость: чтобы инвалидные коляски не портили лицо города? Да ничего они не портят! Вот уж кто воистину портит лицо города, так это многочисленные опустившиеся бездельничающие пьянчуги, праздношатающиеся обдолбанные наркоманы, да сосущие «Клинское» прокуренные тинэйджеры с убогим лексиконом Эллочки-людоедки, сдобренным матерщиной.

Ну ладно, господа градостроители и представители дорожных служб не думают о чужих инвалидах, у них, у близоруких, нет человека перед глазами - нет проблемы. Но пусть они хоть чуточку проявят дальновидность и подумают о себе, любимых, и о своих близких: ведь по мере старения все люди постепенно теряют свои физические потенции и даже здоровые-прездоровые могут когда-нибудь придти к инвалидности. И в любой семье - даже самой образцовой и благополучной - может появиться на свет ребенок-инвалид. Скажу как биолог: в каждой популяции, в том числе и в человеческой, рождается некоторый процент особей, отличных от других - с дефектами, с проблемами, с ограниченными физическими возможностями. И у любой мамочки, даже тщательно оберегавшей свою беременность, возможно рождение пожизненного колясочника. Вот он-то, ни в чем не повинный, и будет всю жизнь расплачиваться за огрехи отцов...

Закончу свою заметку - тоже строками из доброй песни Эдуарда Хиля:

Человеку много ль надо -
Чтоб в природе был порядок,
И была бы жизнь длиннее,
Чтобы шагать.
Чтоб не тёрла плечи ноша,
Повстречать людей хороших,
Да и счастье тоже надо,
Тоже надо повстречать.

- и пожелаю порядка не только в природе, но и в среде нашего обитания, каковой в данном случае является инфраструктура, а приведение ее в порядок сделает и жизнь длиннее, и даст возможность повстречать хороших людей и счастье - всем-всем, в том числе и инвалидам.

Ольга Зайкина, кандидат биологических наук, член Союза писателей России, г. Москва

Опубликовано в газете «Мы - часть общества» (СПб)

 
веломобиль трехколесный МВХудожественно-публицистический сайт Елены Тюфтковой