ОБЪЯВЛЕНИЕ
Региональная общественная благотворительная организация инвалидов «Содействие защите прав инвалидов с последствиями детского церебрального паралича» сообщает, что начала процедуру добровольной ликвидации организации в связи с отсутствием средств на аренду помещения для продолжения деятельности.
Информация опубликована в «Вестнике государственной регистрации» № 48 (506) от 09.12.2015
Инвалиды с последствиями ДЦП и родители детей-инвалидов могут обращаться за консультацией по электронной почте: cerebral@mail.ru
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года
1. Общие положения
Настоящие рекомендации призваны оказать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года (далее – Схема) в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № Пр-3464ГС.
Разработка Схем осуществляется с учетом приоритетных направлений, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 8 августа 2009 г.), предусматривающих в рамках долгосрочной политики социальной поддержки населения:
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
развитие стационарных форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) передвижению;
обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами, соответствующими потребностям в стационарных учреждениях социального обслуживания;
развитие платных форм социального обслуживания с учетом роста доходов граждан пожилого возраста и инвалидов и формирование сети комфортных пансионов для пожилых для постоянного и временного проживания.
2. Нормативно-правовые, методические и информационные основы разработки перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Схему рекомендуется разрабатывать с учетом:
- положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, стандартов, нормативов, норм и правил, касающихся деятельности стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В приложении 1 приведен перечень документов Российской Федерации, которые предлагается учитываться при разработке Схемы;
- мероприятий по развитию сети стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации, включенных в утвержденные и находящиеся в стадии согласования Государственные программы Российской Федерации, федеральную адресную целевую программу (далее – ФАИП), федеральные, региональные и ведомственные целевые программы;
- данных Росстата о предположительной численности населения до 2020 года в субъекте Российской Федерации в целом, в том числе в разрезе муниципальных образований - по полу и возрасту;
- данных Всероссийской переписи населения 2010 года о численности членов частных домохозяйств и домохозяйств бездомных по возрастным группам в субъекте Российской Федерации (по материалам представленных в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации докладов об итогах переписи);
- данных федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения, характеризующих динамику численности населения, проживающего в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), а также состоящего на очереди для помещения в эти учреждения (Росстат);
- данных федеральных статистических наблюдений, характеризующих динамику инвалидизации населения в субъекте Российской Федерации (Росстат);
- результатов проверок стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов контрольно-надзорными органами;
- данных выборочных социологических наблюдений (анкетирование, интервью, опросов экспертов);
- иных документов и материалов, обосновывающих решения по развитию и размещению сети стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации, включаемые в Схему.
3. Структура и содержание перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Рекомендуется следующая структура Схемы:
раздел 1 - характеристика современного состояния стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации, существующих проблем, требующих решения;
раздел 2 - прогноз потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарном социальном обслуживании в субъекте Российской Федерации на период до 2020 года;
раздел 3 - возможные направления решения существующих и прогнозируемых проблем стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации, социально-экономическая оценка преимуществ и рисков различных вариантов их решения;
раздел 4 - обоснование основных параметров перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации до 2020 года.
Раздел 1 «Характеристика современного состояния стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации, существующих проблем, требующих решения» разрабатывается на основе обобщения и анализа статистических и иных материалов, позволяющих оценить достигнутый уровень, качество, доступность и безопасность предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидов услуг в учреждениях стационарного социального обслуживания в субъекте Российской Федерации, сформулировать существующие нерешенные проблемы в этой сфере и описать причины их возникновения.
При подготовке раздела 1 для оценки современного состояния стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации, формулирования существующих проблем рекомендуется на основе данных федеральных статистических наблюдений Росстата, а также оперативного учета рекомендуется проанализировать динамику изменения за 2000 – 2010 годы следующих показателей:
- удельный вес стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, действующих в соответствии с утвержденными государственными стандартами социального обслуживания (стандарты качества, требований к персоналу, техническому оснащению и т.д.), %;
- удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), %:
требующих реконструкции;
находящихся в аварийном состоянии;
ветхих зданий;
- уровень использования коечного фонда в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), %;
- уровень обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов местами в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), %;
- доля граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых) более года состоящих в очереди для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), %.
- расходы федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований на содержание и развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, руб.
При подготовке раздел 1 целесообразно проанализировать и охарактеризовать современное состояние материально-технической базы (оборудование, инвентарь), кадровое и информационное обеспечение сети стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации; ее состояние с позиций технической, противопожарной, санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности, соответствия действующим стандартом, нормам, нормативам и правилам; а также с учетом результатов проверок контрольно-надзорными органами стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Кроме того, при характеристике современного состояния и проблем стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации целесообразно учитывать оценки (мнения) населения, пользующегося их услугами, полученные по результатам проведения выборочных социологических наблюдений (анкетирование, интервью), а также результатов экспертной оценки социальными работниками потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальных образованиях в стационарном социальном обслуживании.
Раздел 1 должен завершиться обобщенной количественной характеристикой в абсолютном и относительном выражениях достигнутого в субъекте Российской Федерации уровня обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов местами в стационарных учреждениях социального обслуживания:
- по типу учреждений;
- в разрезе муниципальных образований.
Раздел 2 «Прогноз потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарном социальном обслуживании в субъекте Российской Федерации на период до 2020 года» разрабатывается на основе данных раздела 1, а также данных Росстата о предположительной численности населения до 2020 года в субъекте Российской Федерации в целом, в том числе в разрезе городской и сельской местности - по полу и возрасту.
При разработке прогноза допускается, что для удовлетворения потребности 1 гражданина требуется, в среднем, 1 место в стационарном учреждении социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Для разработка прогноза могут быть использованы:
федеральный социальный нормативы обеспечения населения домами-интернатами для престарелых и инвалидов – 30 мест на 10 000 жителей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1093);
региональные нормативы градостроительного проектирования, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации1 .
Целесообразно также использовать данные результатов экспертной оценки социальными работниками перспективной потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальных образованиях в стационарном социальном обслуживании, с учетом наблюдаемых ими изменений половозрастного состава, семейного положения, состояния здоровья, степени самообслуживания, условий жизнедеятельности (жилье, коммунальные услуги, доходы и пр.) жителей обслуживаемых муниципалитетов.
Кроме того, для прогнозных расчетов могут быть использованы, с соответствующими обоснованиями, нормативы нуждаемости граждан пожилого возраста в стационарном социальном обслуживании с учетом их способности к самообслуживанию, разработанных ЦИЭТИН 2:
|
Чел./1000 жителей (женщины в возрасте 55 лет и старше, мужчины – 60 лет и старше) |
Городские поселения |
8 |
Сельские поселения |
11 |
Показатели |
Годы |
||
базовый |
2020 (прогноз) |
||
Численность населения субъекта Российской Федерации старше трудоспособного возраста, тыс. чел. |
982,8 |
1163,9 |
|
Число граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания субъекта Российской Федерации, чел. |
2300 |
|
|
Число граждан старше трудоспособного возраста, состоящих в очереди в стационарные учреждения социального обслуживания субъекта Российской Федерации, чел. |
538 |
|
|
Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста в стационарном социальном обслуживании в субъекте Российской Федерации, чел. |
2838 |
|
|
Уровень обеспеченности граждан старше трудоспособного возраста местами в стационарных учреждениях социального обслуживания субъекта Российской Федерации (чел. на 10000 жителей соответствующего возраста) |
23,4 |
Вариант 1 |
Вари
|
28,9 |
30,0 |
||
Уровень потребности граждан старше трудоспособного возраста в местах в стационарных учреждениях социального обслуживания субъекта Российской Федерации (чел. на 10000 жителей соответствующего возраста) |
28,9 |
|
На основании исходных данных таблицы рассчитываются следующие показатели:
- уровень обеспеченности граждан старше трудоспособного возраста местами в стационарных учреждениях социального обслуживания субъекта Российской Федерации в базовом году – в расчете на 10 000 жителей соответствующего возраста:
- уровень потребности граждан старше трудоспособного возраста в местах в стационарных учреждениях социального обслуживания субъекта Российской Федерации в базовом году – в расчете на 10 000 жителей соответствующего возраста:
- прогнозируемая потребность граждан старше трудоспособного возраста в местах в стационарных учреждениях социального обслуживания субъекта Российской Федерации в 2020 году на уровне базового года, чел. (вариант 1):
- прогнозируемая потребность граждан старше трудоспособного возраста в местах в стационарных учреждениях социального обслуживания субъекта Российской Федерации в 2020 году на уровне федерального норматива3 , чел. (вариант 2):
Раздел 2 должен завершиться обобщенной количественной оценкой в абсолютном выражении прогнозной оценки потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в местах в стационарных учреждениях социального обслуживания в субъекте Российской Федерации на период до 2020 года, имея при этом в виду, что в 2020 году эта потребность должна удовлетворяться на 100%, в том числе:
- по типам учреждений;
- в разрезе муниципальных образований.
Раздел 3 «Возможные направления решения существующих и прогнозируемых проблем стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации, социально-экономическая оценка преимуществ и рисков различных вариантов их решения» разрабатывается на основе выводов, изложенных в разделах 1 и 2.
В качестве вариантов решения существующих и прогнозируемых проблем стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации, повышения на этой основе его качества, доступности и безопасности, могут рассматриваться:
капитальный ремонт зданий учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
строительство, реконструкция учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
развитие сети негосударственных (частных) учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе – на началах государственно-частного партнерства (ГЧП);
развитие сети государственных и/или муниципальных учреждений стационарного и/или полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
внедрение новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (приемные семьи, мобильные бригады и др.).
При рассмотрении направлений развития учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации до 2020 года учитываются мероприятия, предусмотренные утвержденными, либо находящимися в стадии согласования Государственными программами Российской Федерации, ФАИП, федеральными (региональными, ведомственными) целевыми программами, а также проектами генеральных планов поселений и городских округов, в том числе связанные с развитием негосударственных (частных) стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации.
По результатам сопоставления и анализа данных о расходах, связанных с предоставлением социальных услуг граждан пожилого возраста и инвалидов в различных формах, их результативности и эффективности, с точки зрения удовлетворения запросов граждан, стоимости работ, связанных со строительством, ремонтом и реконструкцией учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также объективных условий, сложившихся в субъекте Российской Федерации (транспортная доступность; особенности расселение населения, размещения нестационарных учреждений по территории; наличие кадров для обеспечения деятельности и т.д.) обосновываются избранные направления развития сети учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Раздел 4 «Обоснование основных параметров перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации до 2020 года» разрабатывается на основе данных, изложенных в разделах 1 - 3.
При обосновании основных параметров Схемы рекомендуется использовать методические подходы, изложенные в «Своде правил по проектированию и строительству. Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей. СП 35-106-2003».
Расчеты основных параметров Схемы (типы учреждений, их мощность, дислокация) предлагается проводить с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, приведенных в приложении 1, в т.ч.:
Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. САНПИН 2.1.2.2564-09.
Строительные нормы и правила Российской Федерации. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001.
Временные строительные нормы. Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. ВСН 62-91.
Ведомственные строительные нормы. Правила оценки физического износа жилых зданий. ВСН 53-86 (р).
Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. ВСН 58-88 (р).
Описание Схемы включает:
а) Перечень стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации (далее – Перечень):
- действующих, подлежащих ремонту и/или реконструкции в период до 2020 года;
- новых, строительство которых должно быть завершено до 2020 года (государственных и негосударственных).
б) Расчет объемов капитальных вложений, необходимых для создания проектируемой (новой и реконструируемой) сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
в) Предложения по источникам финансирования расходов на строительство (реконструкцию, ремонт) учреждений;
г) Ожидаемые результаты реализации перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в субъекте Российской Федерации до 2020 года.
Перечень, в свою очередь, включает следующую информацию:
- тип учреждения;
- место размещения (дислокации) учреждения;
- форма собственности учреждения;
- мощность учреждения после завершения строительства (реконструкции, ремонта), мест;
- сроки ввода учреждения в эксплуатацию после завершения строительства (реконструкции, ремонта).
5. Материалы, представляемые с перспективной схемой развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
В состав представляемых материалов входит:
карта (схема) планируемого размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в границах субъекта Российской Федерации в масштабах 1:5000, 1:2000;
пояснительная записка, включающая материалы, подготовленные в рамках разделов 1 – 4.
____________________________________
1 Например, в Кемеровской области значение данного норматива по домам-интернатам для взрослых с 60 лет и инвалидов с физическими нарушениями составляет 28 мест на 1000 населения; по специализированным домам-интернатам для взрослых (с 18 лет) (психоневрологических) – 3 места на 1000 населения.
2 «Методические рекомендации по определению потребностей в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста» (научный отчет ЦИЭТИН, 1998).
3 Федеральный социальный нормативы обеспечения населения домами-интернатами для престарелых и инвалидов – 30 мест на 10 000 жителей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1093).
Приложение 1
№ п/п |
Наименование документа |
Основание |
1 |
Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" |
|
2 |
Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384 –ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» |
|
3 |
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (ред. от 28 декабря 2010) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 56. |
|
4 |
Федеральный закон от 23 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» |
|
5 |
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» |
|
6 |
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
|
7 |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
|
Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 8 августа 2009 г.) |
8 |
Национальный стандарт Российской Федерации.
|
Приказ Федерального
|
9 |
Национальный стандарт Российской Федерации.
|
Приказ Ростехрегулирования от 27 мая 2009 г. № 178-ст
|
10 |
Национальный стандарт Российской Федерации.
|
Постановление
|
11 |
Национальный стандарт Российской Федерации.
|
Приказ Федерального
|
12 |
Национальный стандарт Российской Федерации.
|
Приказ Федерального
|
13 |
Социальные нормативы и нормы |
Распоряжение Правительства
|
14 |
Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию
|
Постановление Главного государственного санитарного врача
|
15 |
Гигиенические требования
|
Постановление Главного государственного санитарного врача
|
16 |
Санитарные правила.
|
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. № 31
|
17 |
О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию |
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008г. № 87 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2009 г. № 427) |
18 |
Свод правил по проектированию и строительству.
|
Постановление Госстроя России от 22 сентября 2003 г. № 166 |
19 |
Строительные нормы и правила Российской Федерации.
|
Постановление Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73.
|
20 |
Временные строительные нормы.
|
Приказ Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 4 октября 1991 г. № 134 (с изменениями от 16 июля 2001 г.) |
21 |
Ведомственные строительные нормы.
|
Приказ Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24 декабря1986 г. № 446.
|
22 |
Ведомственные строительные нормы.
|
Приказ Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312.
|
23 |
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
|
Приказ МЧС России
|
24 |
Статистический инструментарий для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения.
|
Приказ Росстата от 11 сентября 2009 г. № 196. |
25 |
Статистический инструментарий для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью бюро медико-социальной экспертизы.
|
Приказ Росстата от 31 августа 2010 г. № 300. |
26 |
Статистический инструментарий для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования.
|
Приказ Росстата от 20 сентября 2010 г. № 321.
|
27 |
О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 5 января 2003 г. № 30-ГК |